Возникновение светового искусства в современном мире

Автор: | 05.07.2017

Именно модернизм стал точкой отсчета явлений, расцветших в веке 21. Возникновение светового искусства отправным считается далекий 1923 год, когда Эль Лисицкий, профессиональный художник из России, друг Казимира Малевича, создал так называемый Prounenraum. Работа находилась на границе между живописью и архитектурой. Новаторство Лисицкого сделало освещение, ранее исполнявшее вспомогательную функцию, значимым компонентом произведения.

Автор имеет право выражать свои идеи разными способами, например, светом и тенью. Световые иллюзии – актуальный пример современного искусства, чей девиз: «Экспериментировать со всем!» Световое искусство экспериментирует даже с демонстрацией произведений: зрители наслаждаются инсталляциями и в галереях, и на открытом воздухе, причем каждая выставка неповторима, учитывает конкретные условия монтажа.

Световые иллюзии невозможны были бы без технических новинок: 3D проекционных карт, проекторов. Однако истоки их в далеком прошлом. Человек давно играет солнечными лучами, добиваясь особых визуальных эффектов при воздвижении храмов, скульптур, монументов.

Обратите внимание на витражи средневековья. Игра лучей солнца с цветными стеклами создает особую атмосферу. Подобное можно увидеть в культовых заведениях всего мира, пирамидах Египта, сооружениях ацтеков.

Ярчайший пример первой световой скульптуры – луч, проходящий сквозь купол Пантеона в Риме. Отверстие диаметром 9 метров – это единственный источник освещения храма. Когда солнце поднимается по небосклону на максимальную высоту, происходит чудо. Большой яркий столб света никуда не рассеивается, не растекается, становится объемным. Кажется: его можно потрогать руками. Осязаемые солнечные лучи – образец великолепной световой иллюзии гениев прошлого.

Игра с тенью тоже является забавой, придуманной людьми еще на рассвете нашей эры.  Философ Древней Греции Платон упоминал в «Мифе о пещерах» спектакль, созданный при помощи световой иллюзии. Театр теней популярен. Легко погрузиться в древнюю историю или почувствовать себя настоящим кукловодом – кому уж что нравится – заставляя теневую проекцию куклы двигаться по экрану.

Гениальные творцы интуитивно или сознательно во время создания произведений учитывали взаимодействие между светом и тенью. Эта закономерность прослеживается в архитектуре, скульптуре, живописи. Примеры актуальных приемов современности мы находим в творениях разных времен, от Древнего Риме до эпохи Возрождения.

Прикладное искусство начала 20 века

Первоначально источником света было только солнце. Лучи факелов, очагов, свечей позволили создать великолепные подсвечники, фонари, каминные решетки. С улучшением технологий производства различных материалов и инструментария, благодаря научным открытиям и изобретениям, среди которых лампочка, фотоаппарат, компьютер, художники получили возможность экспериментировать уже с самими световыми источниками.

Обновленное произведение живописи, созданное каким-нибудь модернистом начала 20 века, не относится к разряду картин в их привычном понимании. Более того, эти творения практически ничего не отображают и не представляют. Мы видим новаторскую систему отношений между объектами реального мира и их воплощением по нестандартному замыслу. Не цельный образ, а плоскости, линии создают особый визуальный ряд в пространстве.

Альма-матер светового искусства можно назвать Bauhaus, учебное заведение, специализировавшееся на художественном конструировании и строительстве. Особое место среди его студентов занимает Ласло Мохой-Надь, спроектировавший в 1922-ом году «Космический модулятор».

Модулятор выглядит занимательно: три конструкции из металла или стекла, которые расположены на динамически двигающихся дисках. Двигаясь, диски меняют свое местоположение. Новшеством инсталляции стала специально выстроенная подсветка. Она завораживала зрителей уникальными узорами  постоянно сменяющих друг друга тени и света.

Неординарные идеи Марселя Дюшана, теоретика нового искусства, дали толчок развитию минимализма и концептуализма.  Источником вдохновения многих мастеров, созидающих световые картины, стала работа «Hat Rack».

Эра электричества расширила возможности мастеров. Свет становится главной, ключевой формы выражения авторской идеи.

Минимал-арты, поп-арт

Расцвет минимал-арта пришелся на 60-ые года прошлого века, именно тогда человечество познакомилось с работами Дэна Флавина и Франсуа Морелли. Их инсталляции выстраивались из неоновых трубок. Флуоресценция, грани тьмы, рассеянное освещение – центральные детали произведений, кардинально отличающихся от всего создаваемого ранее.

Конец шестидесятых породил к жизни движение под символическим названием «Свет и пространство», проводившее эксперименты по восприятию оптических эффектов. Группу художественных деятелей больше всего интересовала реакция зрителей на визуальный ряд. Ставились опыты с любой визуальной составляющей.

Световые скульптуры

Скульптура – вид искусства древний, никогда не теряющий популярности. Преимущество ее в том, что автор максимально подробно отражает окружающий мир, передает объем, пространство. Музеи, галереи, парки, улицы, дома  — места демонстрации разнообразные, порой неожиданные. Зрители рассматривают с разных сторон, удаляются и приближаются, меняя уровни восприятия.

Работы были осязаемы до появления световой скульптуры. Художники-экспериментаторы воспользовались уникальной возможностью вызывать у людей оптические эффекты, играть с сознанием зрителей.

Световое граффити

Light graffiti – творчество, доступное каждому. В обиходе профессионалов несколько названий: лайт граффити, фризлайт, люминография.

Возникло направление, когда фотоаппаратура стала настолько удобной в обращении, что любой мог ею воспользоваться. Первые произведения возникли почти случайно: неудачные снимки, размазанные движения, размытые яркие полосы на пленке. Фотографы пытались сохранить образ тумана, восхода, звезды, кроны дерева в солнечных лучах. Полученные картины кардинально отличались от обычных фотографий.

Самый яркий пример люминографии начала 20 века – фотография звезд ночного неба. Вместо светящихся точек мы видим круг, нарисованный естественным образом: вращением самой Земли.

Чтобы сейчас почувствовать себя творцом фризлайта, необходимы лишь фонарик, фотокамеры, темнота.

Свето-кинетическое направление

Lumino и Kinetikos – свет и движение. Относительно новый вид деятельности медиаискусство. Произведения создаются при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Lumino и Kinetikos

Искусство выходит из музеев к людям

Эксперименты модернизма в архитектуре и инновационные разработки идут буквально нога в ногу. Так получили развитие идеи высотных городских зданий, подсветка которых придает урбанистическому пейзажу неповторимый облик.

Искусство эволюционирует.  Как бы ни развивалась техника, люди всегда ищут прекрасное в мире.

Автор:  Лариса Сабрекова

Источники

Фото:

https://commons.wikimedia.org
http://copypast.ru/
http://www.kulturologia.ru/
http://es.globedia.com/
http://www.studyblue.com/
http://poppins88.deviantart.com/
http://www.contemporaryartdaily.com/

Возникновение светового искусства в современном мире: 3 комментария

  1. Наталья

    Все новое- это хорошо забытое старое. Люди издревле тянутся к свету и огню. Свет пламени завораживает, приоткрывает завесу таинственного мира. А средневековыми витражами люди не перестанут восхищаться никогда. Их величественность и красота заставит трепетать любого обывателя. Современные же световые культуры-это взгляд из будущего. Они притягивают, вызывают удивление. Мне же ближе световое граффити. В жизни встречаются моменты, образы которых врезаются в память навсегда. А уловить их камерой-удача. Утренний туман над рекой, восход солнца над морем-все это игра света.

  2. Елена

    Не понимаю людей, которые утверждают, что современное искусство находится в глубоком кризисе, и не способно породить что-то новое, и прекрасное.
    Технический прогресс развивается с невиданной скоростью, давая искусству новые инструменты для самовыражения. Думаю, развитие различных направлений светового арта, яркое подтверждение тому, что современное искусство существует и активно эволюционирует, используя новые технологии.

  3. Жанна

    Очень интересное и перспективное направление в искусстве. Хорошо, что живопись, архитектуру и свет можно сочетать таким красивым образом. Есть предположение, что спустя десятилетия, а может даже годы за лучшие произведения будут давать премии и награды, как сейчас это происходит в традиционных сферах искусства.
    Больше всего мне понравилась идея с подсветкой зданий. Это придает особую универсальность строению, при этом не надо ничего выпиливать и вытачивать. Яркий свет сам заставляет обратить внимание на здание! Единственный минус, мне кажется, это затраты на электроэнергию, но это того стоит.

Добавить комментарий