Поделиться публикацией

ВЫХОД ЧЕРЕЗ СУВЕНИРНУЮ ЛАВКУ — фильм о Бэнкси.

выход через сувенирную лавку

Фильм «Выход через сувенирную лавку» (в оригинале – «Exit Trough the Gift Shop») – документальный фильм знаменитого уличного художника Бэнкси. В кинокартине рассказывается о французском семьянине, владеющим сэконд-хэндом – Терри Гуетта. Терри живется отлично, он имеет стабильный прибыльный доход, счастливую семью и одно страстное хобби.

Дело в том, что Терри постоянно носит с собой видеокамеру и снимает на нее все без исключения – абсолютно все, каждый момент его жизни, людей, пейзажи, семью, бытовые вещи. Двоюродный брат француза – уличный художник, именующий себя Космическим захватчиком: он складывает мозаики с изображением инопланетян из компьютерной игры и приклеивает их повсюду. Терри снимает и его.

Постепенно Терри становится незаменимым спутником своего брата во всех его вылазках – он снимает весь процесс создания уличных артов Космического захватчика, помогает ему, следит за появлением полиции. Полностью погружаясь в атмосферу уличного искусства и андерграунда, Терри открывает для себя все очарование, романтику и суть этой культуры – он считает, что показать всему миру свои идеи и творения, вызвать у людей интерес – это очень забавно.

Вот с этого и начинается дальнейшая жизнь француза с видеокамерой в мире уличных художников. Терри знакомится и снимает видеоматериал со многими знаменитыми стрит-арт гениями, например, он долго работает с Шепардом Фейри – создателем знаменитых плакатов с легендарным и подписью «OBEY», что в переводе с английского означает «подчиняйся». Но главной целью для Терри остается Бэнкси – самый гениальный и смелый уличный художник, вместе с тем и самый скрытный и недоступный. Однажды Терри выпадает шанс не только познакомиться с гением, но и поработать с ним…

В фильме представлены уникальные видео материалы, отснятые Гуетта, на пленке которых запечатлен процесс создания шедевров многих уличных художников. Все художники и видеозаписи не постановочные – это реальная съемка, точно так же, как и вся история Терри реальная. Зритель видит мир стрит-арта изнутри и в итоге осознает, что уличное искусство – это сложно, опасно и именно потому так ценно. Он до финала не видит той тонкой грани между настоящим искусством и обыкновенным копированием и искажением привычных вещей, скрывающих якобы какой-то замысел художника.

В картине Бэнкси не говорится о том, что граффитисты не всегда имеют какой-то конкретный замысел, создавая свои работы, но и ни один из художников, которых мы видим в «Выходе через сувенирную лавку», не объясняет и не рассказывает о глубоком смысле его произведений. А мы – обыкновенные люди, публика, лицезрящие их «детища», — сами наделяем их работы глубоким смыслом, интерпретируя каждую работу по-своему. И именно этот факт подводит нас к размышлению о грани между искусством и коммерцией, которая представлена в кульминационном эпизоде фильма.

«Выход через сувенирную лавку» является своеобразным оксюмороном — он обнажает деятельность уличных художников, полностью погружает зрителей в их глубокий мир и показывает ценность независимого открытого искусства, и в то же время отражает мысль о том, как абсолютная нелепица может стать дорогостоящим шедевром. Кинокартина заставляет задуматься над вопросом: «А что такое искусство вообще? Почему коллекционеры готовы потратить тысячи, и даже миллионы долларов на обыкновенные трафареты? А может, искусство таким и должно быть?» Обнаружить и понять разницу между неподдельным искусством и заявленными знаменитым именем «шедеврами» — вот к чему подталкивает зрителя фильм «Выход через сувенирную лавку».

Безусловно, картина рассказывает и о настоящих гениях, умеющих заставить людей обратить на себя внимание, рассуждать об их работах, покупать их. Так, может, в этом и заключается искусство? Умение воплотить жизнь и показать свои идеи так, чтобы каждый человек нашел в этом что-то свое, обнаружил что-то, что касается и его суждений?

Выход через сувенирную лавку — номинации и награды.

Для Бэнкси этот фильм – дебютная работа. Сам художник никогда не был режиссером – только вандалом и политическим активистом. Он тщательно скрывает свою личность, и даже в фильме не показывает своего лица, а его голос искажен.

Фильм удостоился многих наград. В 2010 он получил номинацию на Премии британского независимого кино в качестве «лучшего документального фильма». В 2011 был номинирован на премию «Оскар» как лучший документальный фильм, а затем получил номинацию на премию BAFTA за лучший дебют британского сценариста, режиссёра или продюсера и премию «Независимый дух» в номинации «лучший документальный фильм».

Всех этих фактов вполне достаточно, чтобы с удовольствием смотреть фильм «Выход через сувенирную лавку» онлайн. Даже если вы не считаете себя ценителем искусства, фильм заинтересует вас и вызовет много вопросов и откроет что-то новое.

Оставить комментарий

Забыли пароль?

Регистрация